Лица без гражданства смогут получить временное удостоверение личности на 10 лет
Временное удостоверение — это документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания на территории РФ.
Такое удостоверение смогут получить лица без признаваемых в РФ документов, подтверждающих их личность.
К таким лицам относятся:
- освобожденные из мест лишения свободы, имеющие непогашенную или неснятую судимость, а также в отношении которых вынесены решения о нежелательности пребывания в РФ, но их депортация невозможна из‑за отсутствия у них гражданства иностранного государства;
- состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в РФ для проживания после 1 ноября 2002 года, но не приобретшие российское гражданство в установленном порядке и не имеющие другого гражданства, либо у которых изъят паспорт гражданина РФ, и их дети;
- лица, не признанные гражданами РФ и не имеющие места жительства в Российской Федерации;
- лица, в отношении которых принято решение о нежелательности
пребывания (проживания) в РФ, административном выдворении или депортации, однако
отсутствует государство, готовое их принять.
Как получить удостоверение
Заявление на удостоверение подается в территориальный орган МВД России лично лицом без гражданства, либо его родителем или опекуном. Выдача документа происходит в течение 10 рабочих дней.
Обладатели таких удостоверений смогут работать в РФ без оформления разрешительных документов.
Временные удостоверения личности будут выдавать на 10 лет лицам без гражданства, находящимся на территории РФ. После получения документа по истечении семи рабочих дней обладатель документа должен встать на учет по месту пребывания.
В случае получения иностранного гражданства или ВНЖ в другой стране документ будет аннулирован, а его обладатель должен будет покинуть РФ в течение 15 дней. Также временное удостоверение может быть аннулировано или не выдано из‑за ложных сведений или предоставления ложных документов.
Лица без гражданства смогут получить в России временное удостоверение личности на 10 лет — Общество
МОСКВА, 24 августа. /ТАСС/. Лица без гражданства, находящиеся на территории России, смогут с 24 августа получить временное удостоверение личности сроком на 10 лет. Данной нормой, вступившей в силу во вторник, дополняется закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Под временным удостоверением подразумевается «документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания на территории РФ». Оно не может быть выдано в форме электронного документа. Такое удостоверение выдается лицам без признаваемых в РФ документов, подтверждающих их личность, в случае «отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство» или же в случае его выдворения из России.
Заявление на удостоверение подается в территориальный орган МВД России, выдача происходит в течение 10 рабочих дней. Обладатели таких удостоверений смогут работать в РФ без оформления разрешительных документов.
Временное удостоверение личности лица без гражданства выдается на 10 лет. Такой человек должен будет не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия удостоверения обратиться в органы МВД за его заменой. Удостоверение будет аннулировано в случае получения его обладателем иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране. Данное лицо в таком случае должно будет покинуть страну в течение 15 дней. При этом при аннулировании удостоверения ему выдается справка для следования в посольство принимающего государства.
Временное удостоверение лицу без гражданства не выдается, а ранее выданное аннулируется при установлении факта сообщения о себе ложных сведений или предоставлении ложных документов. Предусмотрена постановка на учет по месту пребывания лиц без гражданства, имеющих временное удостоверение, по истечении семи рабочих дней с даты получения данного документа.
До этого законодательством была предусмотрена специальная процедура установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства, у которого при этом нет удостоверения личности. В то же время не был обозначен документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выдаваемый после установления его личности в соответствии с принятыми нормами.
Лица без гражданства смогут легализоваться в России
© Сергей Ведяшкин/АГН Москва
У людей без гражданства и каких-либо удостоверений личности появится возможность легализоваться на территории России. Пакет законов, вступающих в силу 24 августа, позволит им оформить временные удостоверения личности. Как получить такой документ и какие права получит его владелец — в материале «Парламентской газеты».
Кто получит временное удостоверениеОформить временное удостоверение личности смогут люди, у которых сейчас нет гражданства и паспорта и ни одно государство не готово их принять у себя. Замминистра внутренних дел Игорь Зубов сообщал во время первого чтения законопроекта в Госдуме, что МВД известно о пяти тысячах людей, оказавшихся в подобной ситуации.
«Мы с вами даём статус лицам, которые на нашей территории просто потерялись, они сейчас никто, они не имеют никаких прав, находятся нелегально, и легально воздействовать мы на них тоже не можем», — пояснял он депутатам смысл новых норм.
В подобной ситуации люди оказываются по разным причинам. Самая распространённая — оказавшись в России, человек отказался от своего прежнего гражданства, а российское получить не успел, рассказал «Парламентской газете» глава общественной организации «Федерация мигрантов России» Вадим Коженов. «Разрешение на временное проживание или вид на жительство идут плюсом к паспорту. Если у человека нет паспорта своего государства, то он не может их оформить в принципе», — объяснил он.
Из-за пробела в правовом поле большинство таких апатридов находились в России нелегально. Были обходные пути, например, кто-то оформлял временное убежище.
«За последнее время миграционное законодательство России очень грамотно выстраивается. Многие пробелы убирают. В том числе был пробел с лицами без гражданства — не было понятно, что с ними делать, не было регламентов, путей их легализации. Теперь они есть, и это очень хорошо», — резюмировал Вадим Коженов.
Чтобы получить временное удостоверение личности, апатридам придётся пройти процедуру установления личности. Для этого они должны подать в МВД заявление, указав в нём Ф.И.О. и дату рождения, а также цель, дату и обстоятельства въезда в Россию. К заявке следует приложить подлинники всех имеющихся документов, в которых есть персональные данные.
Это может быть, например, недействительный паспорт, свидетельство о рождении, документ о заключении брака, школьный аттестат, военный билет, водительские права или трудовая книжка. Плюс можно перечислить людей, которые готовы подтвердить личность заявителя.
Полицейские проведут опознание, поищут данные о человеке в базах миграционного учёта. Ещё они могут использовать для идентификации его отпечатки пальцев и послать запросы в иностранные посольства и международные организации. На все эти процедуры закон отводит три месяца. Установив личность, апатрид может подать заявку на выдачу временного удостоверения личности.
Этот документ будет действовать десять лет, после его можно будет продлить. Он будет основанием для пребывания в России всё это время, также он даст право устроиться на работу без патента и получить разрешение на временное проживание вне квоты.
Таких людей не будут штрафовать или иным образом наказывать за то, что в прошлом они нарушили правила въезда и режима пребывания в России, а также незаконно здесь работали.
Удостоверение аннулируют, если выяснится, что человек сообщил о себе ложные сведения, либо у него на самом деле есть гражданство, либо некое государство изъявит готовность принять его у себя. В этом случае гражданину придётся покинуть Россию в течение 15 дней. Также удостоверение аннулируют при выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство в России, так как эти документы также могут служить удостоверением личности.
Вводится новый вид документа — временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации
Урегулирован правовой статус лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность.
Одобрены изменения в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства».
Докладчиком по вопросу выступил первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев
.
Владимир Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай
Смотрите также
«В целях урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории Российской Федерации и не имеющих документа, удостоверяющего личность, вводится новый вид документа — временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, которое подтверждает его личность и временное пребывание на территории нашей страны», — сказал сенатор.
Он пояснил, что временное удостоверение личности выдается на основании поданного заявления территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства сроком на десять лет.
«Во время получения временного
удостоверения личности лицо без гражданства освобождается от привлечения к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства,
если такое нарушение выявляется в связи с подачей им заявления об установлении
личности. Определяется процедура выдачи и замены временного удостоверения
личности, основания для отказа в выдаче документа и его аннулировании», —
добавил Владимир Полетаев.
«Лицо никакой национальности» или как живется людям без гражданства
В это трудно поверить, но сегодня миллионы жителей земного шара являются лицами без гражданства. У них нет свидетельства о рождении, паспорта или какого-либо иного удостоверения личности. Эти люди не защищены никаким государством и лишены основных прав – их могут исключить из сферы образования, здравоохранения, социальной помощи, лишить права голоса, права на передвижение, работу. Эту проблему пытаются решить в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). С подробностями – Наталия Терехова.
*******
Трагедия людей без гражданства впервые привлекла внимание международного сообщества после Второй мировой войны. Первая Конвенция о статусе апатридов, установившая минимальные стандарты обращения с этой категорией лиц, была принята в 1954 году. Затем в 1961 году появилась Конвенция ООН о сокращении безгражданства. Однако и тот, и другой договор подписала лишь горстка стран. Между тем, число людей, живущих без гражданства, постоянно растет, и, похоже, что государства мало понимают суть этого явления, говорит эксперт Управления ООН по делам беженцев Марк Мэнли:
«Каждый человек должен иметь национальность. К сожалению, сегодня около 12 миллионов жителей планеты являются лицами без гражданства, они – ничьи. Что это означает на практике? То, что люди, не имеющие гражданства, становятся изгоями общества, подвергаясь дискриминации. И это оказывает разрушительное воздействие на их жизнь».
Цифра в 12 миллионов весьма условна, это даже не верхушка айсберга, а макушка верхушки, говорят специалисты. Некоторые лица без гражданства являются беженцами или мигрантами, покинувшими свои страны происхождения. Другие живут в собственной стране, но власти не признают их в качестве своих граждан, объясняет Марк Мэнли:
«Подсчитать точное число лиц без гражданства – невероятно трудно, ведь такие люди чаще всего являются маргиналами, у них нет документов, и у большинства из них нет никакого желания заявлять о себе и тем самым открывать свой статус. Да и государства не спешат уточнять число людей без удостоверения личности, которые находятся на их территории».
Тяжелая участь этих людей привлекает очень мало внимания, несмотря на то, что они живут в ужасающем правовом вакууме, говорит Марк Мэнли:
«Некоторые не могут даже получить свидетельство о рождении для своих детей или свидетельство о смерти для кого-то из родственников. Люди не могут сочетаться браком. Совершенно очевидно, что в долгосрочной перспективе это самым негативным образом влияет на психологическое состояние лиц без гражданства».
И особенно удручает то, что безгражданство передается по наследству, несмотря на то, что и Конвенция ООН по правам ребенка, и Международный пакт о гражданских и политических правах прямо предусматривают, что у детей есть право приобретать гражданство. Однако эти нормы так и остаются на бумаге, сетует эксперт Управления ООН по делам беженцев Марк Мэнли:
«В большинстве стран мира национальность ребенка определяется национальностью его родителей. Если родители не имеют гражданства какой-либо страны, то и ребенок становится лицом без гражданства. И выбраться из этого порочного круга невозможно, безгражданство передается от поколения к поколению».
Проблема безгражданства затрагивает практически все регионы мира – Юго-Восточную Азию, Центральную Азию, Ближний Восток, Африку и даже благополучную Европу. По оценкам УВКБ ООН, в Старом Свете насчитывается как минимум 589 тысяч лиц без гражданства. Говорит юрист Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации Мадина Чеджемова:
«Что стоит за этой проблемой? Это изменение государственных границ – распады государств, как это, в частности, было с Советским Союзом, что породило огромное количество лиц без гражданства, так и случаи изменения границ между другими странами».
По словам Мадины, сегодня многие постсоветские страны с успехом решают проблему сокращения безгражданства.
Лица без гражданства получат временные удостоверения
Не имеющие гражданства в России получает временные удостоверения личности. Это итог принятия Думой в финальном, третьем чтении закона о порядке их выдачи. Выдача, согласно принятому законопроекту, будет проходить после предусмотренной для иностранцев проверки. Выдаваться удостоверения будут на 10 лет, но их нужно будет ежегодно продлевать, а обладатель документа обязан встать на учет по месту своего жительства в течение семи рабочих дней с момента его выдачи.
Важно то, что владельцы временных удостоверений личности могут работать в России без получения патента на трудоустройство, отмечает «Интерфакс».
Законопроект о временных удостоверениях был внесен в Госдуму российским правительством в апреле 2020 года. Он позволяет урегулировать статус более 5 тысяч человек, которые уже находятся на российской территории. Среди них бывшие граждане Советского Союза, которые после распада СССР не оформили российское гражданство, лишенные российского гражданства лица, освободившиеся заключенные, чья судимость не погашены или не снята, а также иностранцы, которых решено депортировать из России, но другие государства их принимать отказываются.
Принятый закон уточняет процедуры прекращения процедуры реадмиссии, а также признания лиц беженцами либо предоставления им временного убежища на территории России.
Поскольку выдача временного удостоверения личности дает лицу без гражданства возможность находиться в России, то закон предусматривает приостановку ранее принятого в его отношении решения о запрете въезда в Россию или решения о нежелательности пребывания или проживания в стране.
Временное удостоверение подлежит замене если у него истек срок действия, его обладатель изменил имя, фамилию или отчество, сведения о дате и месте рождения. Кроме того, замена производится при обнаружении ошибки или неточности в записях или из-за износа удостоверения и непригодности его дальнейшего использования. На замену удостоверения после подачи заявления в МВД отводится 30 дней.
Путин подписал закон о временных удостоверениях для лиц без гражданства — РБК
Владимир Путин
(Фото: kremlin. ru)
Президент России Владимир Путин подписал поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которыми лица без гражданства смогут получить временные удостоверения личности. Текст поправок опубликован на портале правовой информации.
Закон устанавливает процедуру получения временного удостоверения для лиц без гражданства. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту (.pdf), к этой категории относятся лица, у которых забрали гражданство России по решению суда, и те, кто не сменил паспорт СССР и не вступил в российское гражданство. Также документ выдадут людям, которых не могут выдворить из страны по решению суда, так как ни одна другая страна их не принимает. Принятый закон затронет более 5 тыс. человек, сообщается в пояснительной записке.
Удостоверение позволит лицам без гражданства законно находиться на территории России и работать без оформления патента.
Удостоверение будет действительно в течение десяти лет, но лица без гражданства обязаны продлевать его каждый год, также встав на учет по месту жительства.
В случае, если проверяющие органы обнаружат у человека гражданство другого государства, временное удостоверение будет аннулировано. Также документ станет недействительным в случае получения статуса беженца или предоставления убежища на территории России.
УВКБ ООН – Безгражданство в США
Что такое безгражданство?
Конвенция 1954 года о статусе апатридов устанавливает юридическое определение лиц без гражданства как лиц, которые не считаются гражданами или подданными в соответствии с законодательством какой-либо страны. Гражданство и национальная принадлежность лица могут быть определены на основании законов страны, в которой лицо рождено или где родились его родители.Человек также может потерять гражданство и гражданство несколькими способами, в том числе, когда страна перестает существовать или страна принимает законы о гражданстве, дискриминирующие определенные группы.
УВКБ ООН выпустило Руководство по защите лиц без гражданства , которое помогает объяснить определение безгражданства и процедурные соображения для определения того, является ли лицо апатридом. Эти документы служат руководящими принципами для стран, но средства правовой защиты, доступные лицам без гражданства, различаются в зависимости от страны.
В настоящее время Соединенные Штаты не определяют, является ли кто-либо лицом без гражданства. Кроме того, тот факт, что лицо не имеет гражданства, не дает ему/ему никаких преимуществ или статуса в соответствии с законодательством США. Если лицу без гражданства в Соединенных Штатах будет выслано распоряжение о высылке, некоторые трудности, с которыми он может столкнуться, включают:
- Невозможность получить проездные документы;
- Длительное разлучение с семьей из-за отсутствия проездных документов;
- Возможность содержания под стражей иммигрантов в течение нескольких месяцев или дольше;
- Периодическая отчетность перед иммиграционными властями по приказам надзора;
- Требования запрашивать проездные документы из всех стран, в отношении которых он/она может иметь право на получение гражданства, либо на основании ее/его происхождения, либо места рождения;
- Требования к контактам с третьими странами для получения их разрешения на удаление из них, независимо от того, имеет ли это лицо связи с этой страной;
- Требование ежегодно подавать заявление на получение разрешения на работу.
United Stateless
United Stateless — это национальная организация, возглавляемая лицами без гражданства, чья миссия состоит в том, чтобы создавать и вдохновлять сообщество среди лиц, затронутых безгражданством, и отстаивать их права человека. С United Stateless можно связаться по адресу [email protected] или заполнив контактную форму на их веб-сайте.
Ресурсы УВКБ ООН
УВКПЧ | Статус лиц без гражданства
Текст в формате PDF
Конвенция о статусе апатридов
Принята 28 сентября 1954 года Конференцией полномочных представителей, созванной резолюцией 526 A (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 года
Вступила в силу: 6 июня 1960 года в соответствии с статья 39
Преамбула
Высокие Договаривающиеся Стороны,
Принимая во внимание, что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, подтвердили принцип, согласно которому люди должны пользоваться основными правами и свободами без дискриминации,
Принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций неоднократно проявляла глубокую заботу о лицах без гражданства и стремилась обеспечить лицам без гражданства как можно более широкое осуществление этих основных прав и свобод,
Принимая во внимание, что только те лица без гражданства, которые также являются беженцами, подпадают под действие Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и что существует много лиц без гражданства, на которых эта Конвенция не распространяется,
Учитывая желательность регулирования и улучшения статуса лиц без гражданства международным договором,
Договорились о нижеследующем:
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение понятия «лицо без гражданства»
1.Для целей настоящей Конвенции термин «лицо без гражданства» означает лицо, которое не считается гражданином какого-либо государства в силу его законодательства.
2. Настоящая Конвенция не применяется:
i) лицам, которые в настоящее время получают защиту или помощь от других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, при условии, что они получают такую защиту или помощь;
(ii) Лицам, которые признаны компетентными органами страны, в которой они поселились, обладающими правами и обязанностями, связанными с владением гражданством этой страны;
(iii) Лицам, в отношении которых есть серьезные основания считать, что:
а) они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, как это определено в международных документах, разработанных для принятия положений в отношении таких преступлений;
(b) они совершили серьезное неполитическое преступление за пределами страны своего проживания до их въезда в эту страну;
(c) Они виновны в действиях, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Каждое лицо без гражданства имеет обязанности перед страной, в которой оно находится, которые требуют, в частности, соблюдения его законов и правил, а также мер, принимаемых для поддержания общественного порядка.
Статья 3 – Недискриминация
Договаривающиеся государства применяют положения настоящей Конвенции к лицам без гражданства без дискриминации по признаку расы, религии или страны происхождения.
Статья 4 — Религия
Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства на своей территории режим, по крайней мере, такой же благоприятный, как и режим, предоставляемый их гражданам в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы в отношении религиозного образования их детей.
Статья 5. Права, предоставленные помимо настоящей Конвенции
Ничто в настоящей Конвенции не должно рассматриваться как ущемляющее какие-либо права и льготы, предоставляемые Договаривающимся государством лицам без гражданства, помимо настоящей Конвенции.
Статья 6. Термин «при тех же обстоятельствах»
Для целей настоящей Конвенции термин «при тех же обстоятельствах» подразумевает, что любые требования (включая требования в отношении продолжительности и условий пребывания или проживания), которые конкретное лицо должно было бы выполнить для осуществления рассматриваемого права, если он не являлся лицом без гражданства, должны быть выполнены им, за исключением требований, которые по своему характеру лицо без гражданства выполнить не в состоянии.
Статья 7. Освобождение от принципа взаимности
1. За исключением случаев, когда настоящая Конвенция содержит более благоприятные положения, Договаривающееся Государство будет предоставлять лицам без гражданства такое же обращение, какое обычно предоставляется иностранцам.
2. По истечении трех лет проживания все лица без гражданства освобождаются от законодательной взаимности на территории Договаривающихся Государств.
3. Каждое Договаривающееся Государство будет продолжать предоставлять лицам без гражданства права и льготы, на которые они уже имели право, при отсутствии принципа взаимности, на дату вступления настоящей Конвенции в силу для этого Государства.
4. Договаривающиеся государства положительно рассмотрят возможность предоставления апатридам, при отсутствии взаимности, прав и льгот, помимо тех, на которые они имеют право в соответствии с пунктами 2 и 3, и распространения освобождения от взаимности на апатридов, которые не выполнять условия, предусмотренные пунктами 2 и 3.
5. Положения пунктов 2 и 3 применяются как к правам и выгодам, упомянутым в статьях 13, 18, 19, 21 и 22 настоящей Конвенции, так и к правам и выгодам, которые не предусмотрены настоящей Конвенцией.
Статья 8. Освобождение от исключительных мер
Что касается исключительных мер, которые могут быть приняты против личности, имущества или интересов граждан или бывших граждан иностранного государства, Договаривающиеся государства не будут применять такие меры к лицу без гражданства исключительно на основании того, что оно ранее имело гражданство рассматриваемого иностранного государства. Договаривающиеся государства, которые в соответствии со своим законодательством не могут применять общий принцип, изложенный в настоящей статье, в соответствующих случаях делают исключения в пользу таких лиц без гражданства.
Статья 9. Временные меры
Ничто в настоящей Конвенции не препятствует Договаривающемуся государству во время войны или других серьезных и исключительных обстоятельств принимать временные меры, которые оно считает необходимыми для национальной безопасности в отношении конкретного лица, до принятия решения Договаривающимся государством. Указать, что это лицо фактически является лицом без гражданства и что продолжение таких мер в его случае необходимо в интересах национальной безопасности.
Статья 10. Непрерывность проживания
1. Если лицо без гражданства было насильственно перемещено во время Второй мировой войны и выселено на территорию Договаривающегося Государства и проживает там, период такого вынужденного пребывания считается законным проживанием на этой территории.
2. Если лицо без гражданства было насильственно перемещено во время Второй мировой войны с территории Договаривающегося государства и до даты вступления в силу настоящей Конвенции вернулось туда с целью поселения, период проживания до и после такого принудительного перемещения считается одним непрерывным периодом для любых целей, для которых требуется непрерывное проживание.
Статья 11 – Моряки без гражданства
В случае лиц без гражданства, регулярно являющихся членами экипажа на борту судна, плавающего под флагом Договаривающегося государства, это государство с благожелательностью относится к их размещению на его территории и выдаче им проездных документов или их временному допуску на его территорию. территории, в частности, с целью облегчения их создания в другой стране.
Глава II
ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС
Статья 12 — Личный статус
1.Личный статус лица без гражданства регулируется правом страны его постоянного проживания, а при отсутствии у него постоянного места жительства — правом страны его постоянного проживания.
2. Права, ранее приобретенные лицом без гражданства и зависящие от личного положения, в частности права, связанные с браком, должны уважаться Договаривающимся Государством при условии соблюдения, если это необходимо, формальностей, требуемых законодательством этого Государства. , при условии, что рассматриваемое право является правом, которое было бы признано законом этого штата, если бы он не стал лицом без гражданства.
Статья 13. Движимое и недвижимое имущество
Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицу без гражданства максимально благоприятный режим и, во всяком случае, не менее благоприятный, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах, в отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и других прав, относящихся к нему, а также к аренде и другим договорам, касающимся движимого и недвижимого имущества.
Статья 14. Художественные права и промышленная собственность
В отношении охраны промышленной собственности, такой как изобретения, образцы или модели, товарные знаки, фирменные наименования, а также прав на литературные, художественные и научные произведения, лицу без гражданства предоставляется в стране, в которой оно имеет обычное проживания такая же защита, как и гражданам этой страны. На территории любого другого Договаривающегося Государства ему предоставляется такая же защита, какая предоставляется на этой территории гражданам страны, в которой он имеет обычное место жительства.
Статья 15 — Право на объединение
В отношении неполитических и некоммерческих ассоциаций и профсоюзов Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, максимально благоприятный режим и, во всяком случае, не менее благоприятный, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам в те же обстоятельства.
Статья 16. Доступ к судам
1. Лицо без гражданства имеет свободный доступ к судам на территории всех Договаривающихся Государств.
2. Лицо без гражданства пользуется в Договаривающемся Государстве, в котором оно имеет обычное место жительства, тем же режимом, что и гражданин, в вопросах, касающихся доступа к судам, включая юридическую помощь и освобождение от cautio judicatum solvi.
3. Лицу без гражданства предоставляется в вопросах, указанных в параграфе 2, в странах, отличных от той, в которой оно имеет свое обычное место жительства, режим, предоставляемый гражданину страны его обычного проживания.
Глава III
ДОХОДНАЯ ЗАНЯТОСТЬ
Статья 17. Работа по найму
1. Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, режим как можно более благоприятный и, во всяком случае, не менее благоприятный, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах, в отношении права заниматься наемным трудом— получение занятости.
2. Договаривающиеся Государства благожелательно отнесутся к вопросу об уравнивании прав всех лиц без гражданства в отношении наемного труда с правами граждан и, в частности, тех лиц без гражданства, которые въехали на их территорию в соответствии с программами найма рабочей силы или в соответствии с иммиграционные схемы.
Статья 18 — Самостоятельная занятость
Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицу без гражданства, законно находящемуся на их территории, максимально благоприятный режим и, во всяком случае, не менее благоприятный, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах, в отношении права заниматься от своего имени сельское хозяйство, промышленность, ремесла и торговля, а также создание торговых и промышленных компаний.
Статья 19. Свободные профессии
Каждое Договаривающееся Государство будет предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на его территории, имеющим дипломы, признанные компетентными органами этого Государства, и желающим заниматься свободной профессией, максимально благоприятное и, во всяком случае, не менее благоприятное обращение. чем тот, который предоставляется иностранцам в целом при тех же обстоятельствах.
Глава IV
БЛАГОПОЛУЧИЕ
Статья 20 — Нормирование
При наличии карточной системы, которая распространяется на население в целом и регулирует общее распределение дефицитных продуктов, лица без гражданства пользуются тем же режимом, что и граждане.
Статья 21 — Корпус
Что касается жилья, Договаривающиеся Государства, поскольку этот вопрос регулируется законами или постановлениями или находится под контролем органов государственной власти, должны предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, максимально благоприятный режим и в любой случае, не менее благоприятном, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах.
Статья 22. Народное образование
1. Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства тот же режим, что и гражданам, в отношении начального образования.
2. Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства максимально благоприятный режим и, во всяком случае, не менее благоприятный, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах, в отношении образования, кроме начального, и, в частности, в отношении касается доступа к учебе, признания иностранных школьных аттестатов, дипломов и степеней, освобождения от сборов и сборов и присуждения стипендий.
Статья 23. Государственная помощь
Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, такой же режим в отношении государственной помощи и помощи, как и их гражданам.
Статья 24. Трудовое законодательство и социальное обеспечение
1. Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, такой же режим, как и гражданам, в отношении следующих вопросов:
(a) В той мере, в какой такие вопросы регулируются законами или постановлениями или находятся под контролем административных органов; вознаграждения, включая семейные пособия, если они являются частью вознаграждения, часы работы, сверхурочные, оплачиваемые отпуска, ограничения в работе, минимальный возраст приема на работу, ученичество и обучение, женский труд и труд молодежи, а также пользование преимущества коллективных переговоров;
(b) Социальное обеспечение (правовые положения в отношении производственной травмы, профессиональных заболеваний, материнства, болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы, семейных обязанностей и любых других непредвиденных обстоятельств, которые, в соответствии с национальными законами или правилами, покрываются программа социального обеспечения), со следующими ограничениями:
(i) Могут существовать соответствующие механизмы сохранения приобретенных прав и прав в процессе приобретения;
(ii) Национальные законы или нормативные акты страны проживания могут предписывать особые положения в отношении пособий или их частей, которые полностью выплачиваются из государственных средств, а также в отношении пособий, выплачиваемых лицам, которые не выполняют условия взносов, установленные для присуждения нормальная пенсия.
2. На право на компенсацию в случае смерти лица без гражданства в результате производственной травмы или профессионального заболевания не влияет тот факт, что место жительства бенефициара находится за пределами территории Договаривающегося Государства.
3. Договаривающиеся государства распространяют на лиц без гражданства преимущества соглашений, заключенных между ними или которые могут быть заключены между ними в будущем, о сохранении приобретенных прав и прав в процессе приобретения в отношении социального обеспечения, с учетом только к условиям, которые применяются к гражданам государств, подписавших соответствующие соглашения.
4. Договаривающиеся государства благожелательно рассмотрят вопрос о распространении на лиц без гражданства, насколько это возможно, преимуществ аналогичных соглашений, которые могут в любое время вступить в силу между такими Договаривающимися государствами и недоговаривающимися государствами.
Глава V
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ
Статья 25 – Административная помощь
1. Когда осуществление права лицом без гражданства обычно требует помощи властей иностранного государства, к которым оно не может обратиться, Договаривающееся Государство, на территории которого оно проживает, принимает меры к тому, чтобы такая помощь оказывалась ему через их собственные власти.
2. Орган или органы, упомянутые в пункте 1, выдают или обеспечивают выдачу под своим надзором лицам без гражданства таких документов или свидетельств, которые обычно выдаются иностранцам их национальными органами или через них.
3. Доставленные таким образом документы или подтверждения заменяют собой официальные документы, выданные иностранцам их национальными властями или через них, и им придается значение при отсутствии доказательств обратного.
4. С учетом такого исключительного режима, который может предоставляться неимущим, за упомянутые здесь услуги может взиматься плата, но такая плата должна быть умеренной и соизмеримой с платой, взимаемой с граждан за аналогичные услуги.
5. Положения настоящей статьи не наносят ущерба статьям 27 и 28.
Статья 26. Свобода передвижения
Каждое Договаривающееся Государство предоставляет лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, право выбирать место жительства и свободно передвигаться по его территории с учетом любых правил, применимых к иностранцам в целом при тех же обстоятельствах.
Статья 27 – Документы, удостоверяющие личность
Договаривающиеся государства выдают документы, удостоверяющие личность, любому лицу без гражданства на их территории, не имеющему действительного проездного документа.
Статья 28. Проездные документы
Договаривающиеся Государства выдают лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, проездные документы с целью выезда за пределы их территории, если только веские причины национальной безопасности или общественного порядка не требуют иного, и положения Приложения к настоящей Конвенции применяются в отношении к таким документам. Договаривающиеся государства могут выдать такой проездной документ любому другому лицу без гражданства на их территории; они, в частности, с пониманием относятся к выдаче такого проездного документа лицам без гражданства на их территории, которые не могут получить проездной документ в стране своего законного проживания.
Статья 29. Налоговые сборы
1. Договаривающиеся Государства не будут взимать с лиц без гражданства пошлины, сборы или налоги любого вида, отличные или превышающие те, которые взимаются или могут взиматься с их граждан в аналогичных ситуациях.
2. Ничто в предыдущем пункте не препятствует применению к лицам без гражданства нормативных правовых актов, касающихся платы за выдачу иностранцам административных документов, в том числе удостоверений личности.
Статья 30 – Передача активов
1. Договаривающееся Государство в соответствии со своими законами и правилами разрешает лицам без гражданства переводить имущество, которое они ввезли на его территорию, в другую страну, в которую они были допущены для целей переселения.
2. Договаривающееся Государство с пониманием отнесется к ходатайству лиц без гражданства о разрешении на передачу активов, где бы они ни находились и которые необходимы для их переселения в другую страну, в которую они были допущены.
Статья 31 – Высылка
1. Договаривающиеся Государства не будут высылать лиц без гражданства, законно находящихся на их территории, кроме как по соображениям национальной безопасности или общественного порядка.
2. Выдворение такого лица без гражданства осуществляется только во исполнение решения, принятого в установленном законом порядке.За исключением случаев, когда веские причины национальной безопасности требуют иного, лицу без гражданства разрешается представлять доказательства для самооправдания, а также обращаться и быть представленным для этой цели перед компетентным органом или лицом или лицами, специально назначенными компетентным органом.
3. Договаривающиеся Государства предоставляют такому лицу без гражданства разумный срок, в течение которого он может добиваться законного допуска в другую страну. Договаривающиеся государства оставляют за собой право применять в течение этого периода такие внутренние меры, которые они сочтут необходимыми.
Статья 32 — Натурализация
Договаривающиеся Государства будут, насколько это возможно, способствовать ассимиляции и натурализации лиц без гражданства. В частности, они прилагают все усилия к тому, чтобы ускорить процедуру натурализации и максимально снизить расходы и расходы, связанные с такой процедурой.
Глава VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 33. Информация о национальном законодательстве
Договаривающиеся государства сообщают Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций законы и правила, которые они могут принять для обеспечения применения настоящей Конвенции.
Статья 34. Разрешение споров
Любой спор между Сторонами настоящей Конвенции, касающийся ее толкования или применения, который не может быть разрешен другими средствами, передается в Международный Суд по просьбе любой из сторон в споре.
Статья 35 – Подписание, ратификация и присоединение
1. Настоящая Конвенция открыта для подписания в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций до 31 декабря 1955 года.
2. Открыто для подписания от имени:
а) любое государство-член Организации Объединенных Наций;
b) любое другое государство, приглашенное для участия в Конференции Организации Объединенных Наций по статусу апатридов; и
(с) Любому государству, которому приглашение подписать или присоединиться, может направить Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций.
3. Он подлежит ратификации, и ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
4. Он открыт для присоединения государств, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 36. Пункт о территориальном применении
1. Любое государство может во время подписания, ратификации или присоединения заявить, что настоящая Конвенция распространяется на все или любую из территорий, за международные отношения которых оно несет ответственность.Такое заявление вступает в силу, когда Конвенция вступает в силу для соответствующего государства.
2. В любое время после этого любое такое продление производится путем уведомления, адресованного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, и вступает в силу на девяностый день после дня получения Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций настоящего уведомления или с даты вступления Конвенции в силу для соответствующего государства, в зависимости от того, что наступит позже.
3.В отношении тех территорий, на которые настоящая Конвенция не распространяется во время подписания, ратификации или присоединения, каждое заинтересованное государство рассматривает возможность принятия необходимых мер для распространения применения настоящей Конвенции на такие территории, при условии, что необходимых по конституционным причинам, с согласия правительств таких территорий.
Статья 37 — Федеральная статья
В случае федеративного или неунитарного государства применяются следующие положения
(a) В отношении тех статей настоящей Конвенции, которые подпадают под законодательную юрисдикцию федерального законодательного органа, обязательства федерального правительства в этом отношении аналогичны обязательствам участников, не являющихся федеративными государствами;
(b) В отношении тех статей настоящей Конвенции, которые подпадают под законодательную юрисдикцию штатов, провинций или кантонов, которые в соответствии с конституционной системой Федерации не обязаны принимать законодательные меры, Федеральное правительство вносит такие статьи с положительной рекомендацией для уведомления соответствующих властей штатов, провинций или кантонов в кратчайшие сроки;
(c) Федеративное Государство-участник настоящей Конвенции должно по запросу любого другого Договаривающегося Государства, переданному через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, представить изложение законов и практики Федерации и ее составных частей в отношении любое конкретное положение Конвенции, показывающее, в какой степени это положение было реализовано законодательными или иными действиями.
Статья 38 — Оговорки
1. При подписании, ратификации или присоединении любое государство может сделать оговорки к статьям Конвенции, кроме статей 1, 3, 4, 16 (1) и статей с 33 по 42 включительно.
2. Любое государство, делающее оговорку в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может в любое время снять эту оговорку путем сообщения об этом на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
Статья 39 – Вступление в силу
1.Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после дня сдачи на хранение шестой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
2. Для каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию или присоединившегося к ней после сдачи на хранение шестой ратификационной грамоты или документа о присоединении, Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение таким государством своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья 40 – Денонсация
1.Любое Договаривающееся государство может в любое время денонсировать настоящую Конвенцию путем направления уведомления Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
2. Такая денонсация вступает в силу для соответствующего Договаривающегося государства через год с даты ее получения Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.
3. Любое государство, сделавшее заявление или уведомление в соответствии со статьей 36, может в любое время после этого путем уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций заявить, что действие Конвенции прекращается на такую территорию через год после дата получения уведомления Генеральным секретарем.
Статья 41 — Пересмотр
1. Любое Договаривающееся государство может в любое время потребовать пересмотра настоящей Конвенции путем направления уведомления Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
2. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций рекомендует шаги, если таковые будут предприняты в отношении такой просьбы.
Статья 42 – Уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует всех членов Организации Объединенных Наций и государства, не являющиеся членами, упомянутые в статье 35:
а) о подписании, ратификации и присоединении в соответствии со статьей 35;
b) заявлений и уведомлений в соответствии со статьей 36;
с) об оговорках и снятии в соответствии со статьей 38;
d) даты вступления настоящей Конвенции в силу в соответствии со статьей 39;
e) о денонсациях и уведомлениях в соответствии со статьей 40;
f) о просьбе о пересмотре в соответствии со статьей 41.
В подтверждение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию от имени своих соответствующих правительств.
Совершено в Нью-Йорке двадцать восьмого сентября тысяча девятьсот пятьдесят четвертого года в единственном экземпляре, тексты которого на английском, французском и испанском языках являются равно аутентичными и которые должны храниться в архивах Организации Объединенных Наций, и заверенные копии которого должны быть вручены всем членам Организации Объединенных Наций и государствам, не являющимся членами, упомянутым в статье 35.
Безгражданство Объяснение
Елена Миряшева родилась в Казахской ССР. Но когда в 1991 году распался бывший Советский Союз, Елена оказалась среди сотен тысяч людей по всей Центральной Азии, оставшихся без гражданства — ни одна страна не признала ее гражданином. Она жила в России, а затем в Украине, но ни одна из этих стран не признала ее гражданкой. Безгражданство оказало разрушительное влияние на жизнь Елены. У Елены был рак, и ей было отказано в доступе к жизненно важной медицинской помощи, которая является бесплатной для граждан Украины. К сожалению, в мае 2019 года ее состояние ухудшилось, а в октябре того же года она скончалась.
22-летняя Анна Миряшева держит в руках фотоальбом с фотографиями своей матери Елены, которая умерла от рака в 2019 году.
Миллионы людей во всем мире не имеют гражданства — они не имеют официально признанного гражданства и лишены основных прав человека. У них нет доступа к здравоохранению, образованию и фундаментальным вещам, таким как свидетельство о рождении для новорожденных детей.В 2019 году Агентство ООН по делам беженцев сообщило о более чем 4 миллионах лиц без гражданства во всем мире.
Вот что вам нужно знать:
1. Что значит быть лицом без гражданства?
2. Каковы причины безгражданства?
3. Каковы последствия безгражданства?
4. Где проживают лица без гражданства?
5. Что делает УВКБ ООН для помощи лицам без гражданства во всем мире?
1. Что значит быть лицом без гражданства?
Лицо без гражданства – это лицо, которое не признается гражданином или гражданином по законам какой-либо страны и, следовательно, не может пользоваться правами, связанными с гражданством. Для большинства людей гражданство определяется по месту рождения, отцовству или длительному проживанию в стране. Некоторые люди рождаются без гражданства, но другие становятся лицами без гражданства.
2. Каковы причины безгражданства?
Безгражданство может быть результатом множества факторов, таких как:
- Дискриминация некоторых групп меньшинств по признаку расы, этнического происхождения, религии, языка или пола.
- Пробелы в законах о гражданстве или коллизии законов между странами могут исключать людей и оставлять их без гражданства.Например, страна может предоставлять гражданство не только на основании рождения, но и на основании происхождения от гражданина. Дети, рожденные в другой стране, могут стать лицами без гражданства, если страна не позволяет их родителям передавать гражданство через семейные связи, в результате чего целые поколения остаются без гражданства.
- Создание новых стран, передача территории между существующими странами или изменение границ, которые могут привести к исключению групп людей, которым может быть трудно доказать свою связь с определенной страной.
- Отсутствие записей о рождении, подтверждающих место рождения и отцовство.
- Лишение гражданства, которое может произойти, когда граждане теряют свое гражданство в результате проживания за пределами своей страны в течение длительного периода времени.
3. Каковы последствия безгражданства?
Последствия безгражданства разрушительны. Лица без гражданства не имеют правовой защиты и, как правило, лишены основных прав, таких как образование, здравоохранение, занятость, жилье, брак, свобода передвижения, участие в политической жизни при жизни и даже достойное официальное захоронение и свидетельство о смерти после смерти. .Лица без гражданства также особенно уязвимы для дискриминации, эксплуатации и жестокого обращения, включая произвольное задержание, принудительный труд, торговлю людьми и насилие.
Значительное число лиц без гражданства в мире также являются жертвами принудительного перемещения. В некоторых случаях их лишают гражданства и впоследствии насильно высылают из страны, которую они считают своим домом. В других случаях они вынуждены бежать из-за преследований и дискриминации, с которыми они сталкиваются.Как только те, кто спасается от преследований, пересекают международную границу, они становятся беженцами без гражданства.
4. Где проживают лица без гражданства?
Несмотря на то, что трудно определить полный масштаб безгражданства, учитывая, что лица без гражданства часто исключаются из данных переписи населения, лица без гражданства есть почти в каждой стране, и около трети из них составляют дети.
Страны с большим числом лиц без гражданства включают Мьянму (более 900 000 человек без гражданства), Буркина-Фасо, Мали, Гану, Кувейт, Кот-д’Ивуар, Таиланд, Ирак и Доминиканскую Республику.В Европе насчитывается более 600 000 лиц без гражданства из-за распада бывших стран.
5. Что делает УВКБ ООН для помощи лицам без гражданства во всем мире?
В 1995 году Агентство ООН по делам беженцев получило официальный мандат на выявление, предотвращение и сокращение безгражданства во всем мире, а также на защиту прав лиц без гражданства. С тех пор УВКБ ООН работает с правительствами, другими агентствами ООН и гражданским обществом над выполнением Глобального плана действий, направленного на ликвидацию безгражданства к 2024 году.
Некоторые из мероприятий УВКБ ООН по решению проблемы безгражданства включают:
- Сбор информации о лицах без гражданства, включая их характеристики, проблемы и законы и правила, которые их касаются.
- Помощь правительства в принятии или пересмотре национального законодательства о беженцах, которое может помочь решить существующие ситуации безгражданства и предотвратить возникновение новых случаев.
- Обеспечение регистрации рождения и подтверждения гражданства для групп меньшинств без гражданства, проживающих на территории, при условии, что они родились или проживали там до определенной даты или имеют родителей, бабушек и дедушек, отвечающих этим критериям.
- Техническая и финансовая поддержка соответствующих административных и судебных учреждений, а также обучение персонала.
- Пропагандистские кампании, такие как кампания #IBelong, направленные на повышение осведомленности и помощь в искоренении безгражданства. К концу 2019 года более 341 000 лиц без гражданства получили гражданство в результате согласованных национальных усилий, отчасти мотивированных кампанией #IBelong.
Как вы можете помочь…
Лучший способ поддержать лиц без гражданства в США.S. и во всем мире станет США для нового ежемесячного донора УВКБ ООН. Пожалуйста, сделайте подарок сегодня и помогите нам покончить с безгражданством.
Лица без гражданства в США
Предлагаемый Закон о безопасности границ, экономических возможностях и модернизации иммиграционной системы (S. 744) включает положения по урегулированию статуса лиц без гражданства в Соединенных Штатах (S. 744, Sec. 3405). Эти положения следуют за недавним докладом Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Правовой инициативы открытого общества, в котором подчеркивается неустойчивое юридическое и социально-экономическое положение лиц без гражданства, проживающих в Соединенных Штатах. В отчете подчеркивается, что в Соединенных Штатах отсутствует последовательная правовая база для работы с лицами без гражданства, в результате чего многие из них находятся в затянувшейся процедуре депортации, а многие другие подвергаются эксплуатации со стороны работодателей, арендодателей и сотрудников правоохранительных органов (UNHCR and Open Society Justice Initiative 2012).
Лица без гражданства не имеют официально признанной национальности или гражданства. Как следствие, они не могут воспользоваться юридической и дипломатической защитой какой-либо страны.Они существуют, в некотором смысле, вне формальной сферы национального государства. По этой причине УВКБ ООН — международное агентство, занимающееся борьбой с безгражданством, — назвало лиц без гражданства «юридическими призраками» (UNHCR 2011, 2).
Лица могут стать лицами без гражданства либо по закону ( де-юре ), либо в силу обстоятельств ( де-факто ). Одной из крупнейших групп без гражданства в мире являются рохинджа Мьянмы. Законы этой страны не включают преимущественно мусульманских рохинджа в число этнических групп, имеющих право на получение гражданства, и поэтому рохинджа де-юре человек не имеют гражданства (Green and Pierce 2009, 34). Де-факто безгражданство может возникать по-разному. Страна, в которой родился человек, например, Югославия, может прекратить свое существование, а бывший гражданин может не соответствовать требованиям к гражданству или гражданству, установленным государством-преемником. Де-факто безгражданство может также возникнуть, когда лицо не может предоставить достаточные документальные доказательства своей национальности. Это главная проблема с «дважды незарегистрированными» мексиканскими мигрантами в Соединенных Штатах, чье отсутствие легального статуса в Соединенных Штатах еще более осложняется отсутствием у них регистрации рождения в Мексике, на которую консульства часто полагаются при установлении гражданства и оформлении проезда. документы депортированным (CMS 2012).
Достоверные данные о количестве лиц без гражданства в США отсутствуют. УВКБ ООН отмечает, что их как минимум несколько сотен, но реальное число может быть намного больше (UNHCR 2012). Представитель Ламар Смит (R-TX), например, заявил, что в период с 2009 по 2011 год правительство Соединенных Штатов освободило почти 10 000 депортированных лиц после того, как страны их предполагаемого происхождения отказались принять их обратно (Комитет Палаты представителей США по судебной системе, 2011 г.). Не имея легального статуса в США и страны, желающей предоставить им легальный статус, таких людей можно было бы считать де-факто лицами без гражданства (Price 2012, 26).
Михаил Себастьян, возможно, самый известный человек без гражданства в Соединенных Штатах. Родившийся в бывшем Советском Союзе, Себастьян попросил убежища в Соединенных Штатах в начале 1990-х годов, но ему было отказано. Соединенные Штаты не могли депортировать его, потому что Армения — государство-правопреемник, на территории которого родился Себастьян, — не признала его гражданство, оставив его без гражданства. После четырехдневных новогодних каникул в Американском Самоа в 2012 году иммиграционные власти запретили Себастьяну повторно въезжать на материковую часть Соединенных Штатов, заявив, что он самодепортировался.Себастьяну потребовалось почти 14 месяцев, чтобы получить разрешение вернуться в свой дом в Лос-Анджелесе, и это произошло только после обширного вмешательства юристов, государственных чиновников, правозащитников и университетских групп, а также кампании в социальных сетях через Twitter, Tumblr, YouTube и CNN iReport.[1]
Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. обязывают подписавшие государства относиться к лицам без гражданства так же, как и к другим иностранцам-резидентам, особенно в отношении разрешения на работу и выдачи удостоверений личности и проездных документов.Они также требуют, чтобы государства предоставляли гражданство лицам, рожденным на их территории, которые в противном случае были бы лицами без гражданства при рождении, и запрещают государствам разрешать гражданам отказываться от своего гражданства, если это сделает их лицами без гражданства. Поскольку этот последний запрет противоречит правовой традиции США добровольного отказа от гражданства, Соединенные Штаты не подписали ни одну из этих конвенций, хотя представители Госдепартамента США утверждают, что этот факт «ни в каком отношении не подрывает ] приверженность» борьбе с безгражданством (Грин и Пирс, 2012 г., стр. 35).
Действительно, в Соединенных Штатах действует правовая защита, снижающая вероятность того, что их граждане и резиденты станут лицами без гражданства. В частности, принцип jus soli , закрепленный в Четырнадцатой поправке, гарантирует, что любой ребенок, родившийся на территории США, автоматически становится гражданином США, даже если родители ребенка не имеют гражданства. Законодательство США также признает принцип jus sanguinis , гарантирующий, что — за некоторыми исключениями — дети, родившиеся за границей от граждан США, также имеют право на получение гражданства США.
Несмотря на эти меры защиты, Соединенные Штаты, тем не менее, имеют историю поощрения безгражданства. Решение 1857 Dred Scott , например, отрицало, что африканцы и их потомки даже имели возможность получить гражданство, обрекая их, по словам Линды Кербер, на «постоянное безгражданство» (Kerber 2005, 733). В девятнадцатом и двадцатом веках правительство регулярно лишало женщин американского гражданства, если они выходили замуж за иностранцев (Kerber 2005, 735).
Совсем недавно, в 2001 и 2011 годах, Верховный суд США оставил в силе положение Закона об иммиграции и гражданстве о различных правилах, согласно которым граждане США мужчины и женщины могут передавать свое гражданство детям, родившимся за границей, особенно если родители не состоят в браке, а один из родителей не состоит в браке. не является гражданином или подданным США (8 USC Sec. 1409; Tuan Anh Nguyen v. INS ; Flores-Villar v. United States ). Эти правила налагают большее бремя доказывания и более строгие сроки для мужчин-граждан США, желающих признать своих детей, рожденных за границей, гражданами (8 U. Секунда С.С. 1409) и поскольку некоторые страны не признают гражданство по происхождению по матери, такие правила могут легко сделать некоторых детей лицами без гражданства при рождении, если их отцы не будут соответствовать требованиям INA (Kerber 2005, 738-740).
Поскольку в Соединенных Штатах отсутствует согласованная правовая база для признания лиц без гражданства и удовлетворения их конкретных политических и экономических потребностей, с лицами без гражданства в рамках процедуры депортации обычно обращаются так же, как с другими неамериканскими гражданами, даже если лица без гражданства не имеют страны, в которую они направляются. могут быть депортированы.Эти процедуры депортации могут привести к длительным периодам содержания под стражей, хотя в соответствии с двумя недавними постановлениями Верховного суда — Задвидас против Дэвиса в 2001 году и Кларк против Мартинеса в 2005 году — лица без гражданства больше не могут содержаться под стражей на неопределенный срок. В результате этих дел после шести месяцев содержания под стражей бремя доказывания того, что выдворение негражданина в рамках процедуры депортации возможно в разумно обозримом будущем, перекладывается на правительство США (Kerwin and Yin 2009).Этот стандарт не позволяет лицам без гражданства и другим заключенным стать «пожизненно заключенными», то есть не гражданами США, которые на неопределенный срок содержатся в местах содержания под стражей в ожидании маловероятной или невозможной перспективы депортации (Kerwin 1998, 650; Kerwin and Lin 2009).
Лица без гражданства в рамках процедуры депортации обычно содержатся под стражей в течение девяноста дней, в течение которых им назначается страна депортации, даже если нет разумных ожиданий, что депортация будет успешной (8 U.S.C. Sec. 1231(a)(2)).По истечении девяноста дней судья может распорядиться об освобождении задержанного в соответствии с постановлением о надзоре, которое требует, чтобы лицо регулярно отмечалось у сотрудников иммиграционной службы и продолжало добиваться получения проездных документов из разных стран (8 CFR, раздел 241. 13 (h)) — попытка, которая, скорее всего, окажется тщетной (UNHCR 2012, 20–21, 26).
Тем не менее, приказ о надзоре обычно позволяет лицу без гражданства легально работать в Соединенных Штатах, хотя и после подачи ежегодного заявления и уплаты ежегодных сборов за обработку.В этом отношении лицам без гражданства, находящимся под надзором, повезло больше, чем лицам без такового. Как только дело о депортации лица без гражданства прекращается, он или она теряет разрешение на работу. Он или она может оставаться в Соединенных Штатах, но не имеет официального юридического статуса и права на работу. То же самое относится и к лицам без гражданства, которые еще не вступили в контакт с иммиграционными властями — без юридического статуса они не могут быть трудоустроены на законных основаниях (UNHCR 2012, 26-27).
В последние годы государственные органы и должностные лица предприняли некоторые предварительные шаги по решению проблемы безгражданства.В настоящее время Государственный департамент включает безгражданство в качестве подраздела в свои ежегодные «Отчеты о соблюдении прав человека в странах», а американские дипломаты призывают такие страны, как Вьетнам, натурализовать проживающее там население без гражданства (Green and Price 2009, 34). Департамент также использовал свой официальный блог, чтобы привлечь внимание к бедственному положению лиц без гражданства во всем мире[2].
Недавно выборные должностные лица также проявили интерес к решению проблемы безгражданства. Сенатор Патрик Лихи (D-VT) и три других сенатора выступили соавторами Закона о защите беженцев от 2013 года (S.645), который, среди прочих реформ, предоставит возможность де-юре лицам без гражданства получить законный статус в Соединенных Штатах (S. 645, Sec. 17). Предлагаемый Закон о безопасности границ, экономических возможностях и модернизации иммиграции (S. 744) точно повторяет положения, предусмотренные Законом о защите беженцев в отношении лиц без гражданства, уполномочив Генерального прокурора или Министра внутренней безопасности предоставлять условный законный статус лица без гражданства. Этот статус позволил бы лицам без гражданства работать в Соединенных Штатах, и они могли бы приспособиться к законному постоянному проживанию, а затем и к гражданству (С. 744, гл. 3405).
Отсутствие жизнеспособной законодательной базы для решения проблем безгражданства отличает Соединенные Штаты от других развитых стран. Испания и Франция, например, выдают вид на жительство лицам, признанным лицами без гражданства (UNHCR and Asylum Aid 2011, 69), в то время как Швеция, хотя прямо и не признает безгражданства, предоставляет особый статус иностранцам, нуждающимся в защите, которые не могут вернуться домой. стране (Кон, 2012). Эти меры основаны на конвенциях против безгражданства 1954 и 1961 годов, а также на Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашается, что все люди имеют право на гражданство (ВДПЧ, статья 15).
В мире, где доминируют национальные государства, национальность человека является практическим источником индивидуальных и коллективных прав и свобод. По этой причине Ханна Арендт, председатель Верховного суда Эрл Уоррен и другие отметили, что без гражданства человек не имеет «права иметь права» (Blitz and Sawyer 2011, 289; Price 2012, 56). Как подчеркивают в своем отчете УВКБ ООН и Правовая инициатива «Открытое общество», урегулирование статуса имеет решающее значение для улучшения положения лиц без гражданства в Соединенных Штатах.Учитывая всеобъемлющую иммиграционную реформу, включенную в национальную повестку дня, Соединенным Штатам, возможно, пора заняться вопросом о статусе лиц без гражданства на их территории.
[1] См. https://twitter.com/MikhailBenoit, http://mikhailsebastian.tumblr.com/, http://www.youtube.com/watch?v=_Dol2QbNWfs и http://ireport. cnn.com/docs/DOC-748933.
[2] http://blogs.state.gov/index.php/site/entry/stateless/.
ССЫЛКИ
Блиц, Брэд К.и Кэролайн Сойер. 2011. «Анализ: практические и правовые реалии безгражданства в Европейском союзе». В Безгражданство в Европейском Союзе: Перемещенные, Недокументированные, Нежелательные , под редакцией Кэролайн Сойер и Брэда К. Блиц, 281-305. Лондон: Издательство Кембриджского университета.
ЦМИ (Центр миграционных исследований). 2012. «Влияние регистрации рождений внутри и за рубежом». Новости CMS , 26 марта. https://cmsny.org/birth-registration-across-borders/.
Комитет Палаты представителей США по судебной власти.2011. «Председатель Смит представляет Закон о безопасности нашего сообщества». 23 мая. http://judiciary.house.gov/news/05232011.html.
Грин, Николь и Тодд Пирс. 2009 г. «Борьба с безгражданством: взгляд правительства». Обзор принудительной миграции 32: 34-35.
Кербер, Линда К. 2005 г. «К истории безгражданства в Америке». American Quarterly 57(3): 727-49.
Кервин, Дональд М. 1998. «Выбрасывая ключ: пожизненно заключенные в INS». Выпуски интерпретатора 75(18): 649-662.
Кервин, Дональд М. и Серена И-Ин Лин. 2009. Задержание иммигрантов: может ли ICE выполнить свои правовые требования и обязанности по ведению дел? Вашингтон, округ Колумбия: Институт миграционной политики. https://www.migrationpolicy.org/sites/default/files/publications/detentionreportSept1009.pdf.
Кон, Себастьян. 2012. «Безгражданство в Швеции – грядут перемены?» Европейская сеть по безгражданству. www.stateless.eu/blog/stateless-sweden-changes-ahead.
Прайс, Полли Дж.2012. «Лица без гражданства в США: текущая реальность и прогноз на будущее». Vanderbilt Journal of Transnational Law , готовится к печати; Исследовательский документ Эмори по юридическим исследованиям № 12-229. http://ssrn.com/abstract=2154470.
Закон о защите беженцев от 2011 г., S. 1202, 112-й конгресс, 1-я сессия. 2011 г. https://www.congress.gov/bill/112th-congress/senate-bill/1202.
Всеобщая декларация прав человека. 1948 г. http://www.un.org/en/documents/udhr/index.shtml#a15.
УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев).2011. Помощь людям без гражданства в мире . Женева, Швейцария: УВКБ ООН. https://www.refworld.org/docid/4e55e7dd2. html.
УВКБ ООН и помощь в предоставлении убежища. 2011. Картирование безгражданства в Соединенном Королевстве . Лондон: УВКБ ООН. По состоянию на 21 мая 2013 г. http://www.unhcr.org/refworld/docid/4ecb6a192.html.
УВКБ ООН и Правовая инициатива открытого общества. 2012. Граждане ниоткуда: Решения для лиц без гражданства в США Нью-Йорк и Вашингтон, округ Колумбия: Правовая инициатива открытого общества и УВКБ ООН.http://www.unhcr.org/refworld/docid/50c620f62.html.
Безгражданство | голландское гражданство | Правительство.nl
Лицо без гражданства – это лицо, которое не считается гражданином ни одного государства. в силу своего закона. Правительство работает над новым законопроектом, который позволит лицам без гражданства без документов, подтверждающих их безгражданство чтобы их статус был официально определен судом. Люди, чьи официально установлено безгражданство имеют больше прав.
Установленное безгражданство означает больше прав
Лица, зарегистрированные как лица без гражданства в базе личных данных банка:
- оформить проездной документ;
- подать заявление на получение гражданства Нидерландов по специальной процедуре.
Через 3 года’ законного проживания они могут подать заявление на получение голландского гражданства по сниженной цене.
Установление безгражданства
Правительство вводит порядок определения безгражданства.То процедура предназначена для лиц, которые утверждают, что они лица без гражданства, но не имеют какие-либо документы, подтверждающие это. Они могут просить суд официально определить их статус. Если суд установит, что они лица без гражданства, они приобретут права привязан к безгражданству.
Лица без гражданства в Нидерландах незаконно
Лица без гражданства, находящиеся в Нидерландах нелегально, не могут получить
вида на жительство только потому, что они не имеют гражданства. Безгражданство не
автоматически дает мигранту право на получение вида на жительство.Как и другие мигранты,
лица без гражданства могут получить вид на жительство только в том случае, если они
условия. Если ни одна страна не готова репатриировать их, они могут иметь право на
для специального разрешения, «вид на жительство без вины».
Неизвестная национальность
Обозначение «неизвестная национальность» в базе данных личных записей не то же, что безгражданство. Большинство мигрантов с таким статусом на самом деле имеют гражданство, но не имеют никаких документов, подтверждающих это. Большинство из них держат вид на жительство.
Зарегистрированные лица без гражданства в Нидерландах
В Нидерландах более 12 000 человек в настоящее время зарегистрированы как лица без гражданства в базе данных личных записей (PRD). Они составляют лишь небольшую часть из 40 000 человек с пометкой «неизвестная национальность» в PRD. В зарегистрированную группу лиц без гражданства входят молукканцы, выходцы из Сирии, Ливана, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии. Более того, молукканцы без гражданства как группа представляют собой особый случай: в соответствии с Законом о молукканцах (статус) с ними обращаются так же, как с гражданами Нидерландов
США обещают дать определение термину «безгражданство» впервые для федерального правительства
A лицо без гражданства — это лицо, не имеющее гражданства какой-либо страны, согласно Организации Объединенных Наций, но в США нет собственного определения, что затрудняет понимание федеральным правительством потребностей этого населения.
Например, согласно DHS, в США у лиц без гражданства могут отсутствовать документы, удостоверяющие личность.
Департамент считает, что внесение изменений поможет лицам без гражданства получить лучший доступ к легальному иммиграционному статусу и льготам.
Как правило, люди во всем мире, не имеющие гражданства, сталкиваются с проблемами, включая неспособность получить работу или государственные услуги, а также трудности с получением проездных документов, сообщил CNN представитель DHS.
DHS, отвечающее за управление легальной иммиграционной системой США, также расширит объем доступных данных о лицах без гражданства в стране.
Этот шаг может затронуть сотни тысяч людей в США.
Согласно исследованию Центра миграционных исследований Нью-Йорка, около 218 000 жителей США потенциально являются лицами без гражданства или потенциально подвержены риску безгражданства. Эти группы живут во всех 50 штатах, с наибольшим населением в Калифорнии (20 600), Нью-Йорке (18 500) и Техасе (15 200).
Дональд Кервин, исполнительный директор Центра миграционных исследований и ведущий автор исследования, приветствовал заявление DHS.
Он назвал этот шаг «давно назревшим» и выступил за то, чтобы США также стали участниками Конвенций ООН о безгражданстве 1954 и 1961 годов.«Этому населению давно пора найти какой-то путь к статусу», — сказал он, добавив, что в ходе исследования они обнаружили, что ни одно федеральное агентство не располагало достоверной информацией о лицах без гражданства в США.
Во всем мире есть группы населения, которым грозит безгражданство. Например, некоторые курды из Ирака, Ирана, Сирии и Ливана могут быть лицами без гражданства, а дети сирийских беженцев могут оказаться без гражданства, поскольку в некоторых странах назначения гражданство не предоставляется по праву рождения.
В Мьянме этническое меньшинство рохинджа сталкивается с лицом без гражданства.
«Ваша жизнь сильно ограничена, в силу того, что у вас нет государства, у вас нет страны», — сказал чиновник.
Не существует всеобъемлющей государственной статистики о количестве лиц без гражданства в США или о количестве лиц, подавших заявки на иммиграционные льготы, что является одной из причин для создания определения, согласно DHS.
«Мы делаем что-то историческое, это важный шаг к защите значительного числа людей», — сказал чиновник, добавив, что это является приоритетом администрации Байдена.
На вопрос, почему это происходит сейчас, а не при предыдущих администрациях, чиновник сказал, что, несмотря на свои масштабы, проблема должна конкурировать с другими иммиграционными приоритетами.
«Министерство внутренней безопасности привержено реализации инициатив по расширению признания и защиты уязвимых групп населения, включая лиц без гражданства в Соединенных Штатах», — заявил в среду министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас.
Эта история была обновлена с учетом реакции на объявление.
Лица без гражданства | CGVS
Лицо без гражданства — это лицо, которое не считается гражданином какого-либо государства в соответствии с законом о гражданстве этого штата. Это лицо может иметь страну постоянного проживания, но не обязательно иметь те же права, что и лицо с гражданством этой страны.
Как подать заявку на получение статуса?
Бельгийское законодательство в настоящее время не предусматривает конкретной административной процедуры или полномочий для признания физических лиц лицами без гражданства.
Закон об упрощении, гармонизации, компьютеризации и модернизации положений гражданского права, гражданского процессуального права и нотариата, а также о различных положениях, касающихся правосудия, так называемый Закон Попурри V, был одобрен Палатой представителей по 6 июля 2017 г.
Отныне этот закон прямо относит споры о национальности и статусе лица без гражданства к суду по семейным делам . Ранее это было компетенцией суда первой инстанции.
Только семейные суды, созданные по месту нахождения апелляционного суда (в юрисдикции которого заявитель имеет место жительства или, за неимением такового, где заявитель находится), правомочны рассматривать дела о признании статуса безгражданства.
Закон вступил в силу 3 августа 2017 года.
Заявитель должен предоставить доказательства, подтверждающие его безгражданство. Это может быть, например:
- свидетельство посольства, с которым лицо без гражданства связано, о том, что он не имеет гражданства этой страны
- законы о гражданстве стран, с которыми данное лицо связано.
Среди стран, с которыми заявитель-лицо без гражданства имеет связи:
- страна проживания
- страна рождения
- страна, гражданство которой имеют члены семьи.
В случае отказа в признании лица без гражданства заявитель может подать жалобу в Апелляционный суд.
Вид на жительство в Бельгии
Во время процедуры признания лица без гражданства физическое лицо не будет иметь права на проживание в Бельгии, если оно одновременно не подаст другую процедуру на жительство (урегулирование, заявление о предоставлении международной защиты,. ..).
Признание лица без гражданства не дает автоматического права на более длительное проживание в Бельгии, если только признанное лицо без гражданства не имеет права на проживание в Бельгии на основании другой процедуры.
Признанное лицо без гражданства, законно проживающее в Бельгии, могло получить «запрет на депортацию» . Это дает признанному лицу без гражданства (самый) временный вид на жительство.
Если признанное лицо без гражданства желает проживать (дольше) в Бельгии, оно должно подать заявление на легализацию (статья 9b Закона об иностранцах) в иммиграционную службу (IO).
Если решение по заявлению о регуляризации будет положительным, как это определено в статье 9b Закона об иностранцах, признанному лицу без гражданства будет предоставлен более длительный вид на жительство.
Что делает CGRS для признанных лиц без гражданства?
CGRS не имеет права предоставлять статус признанного лица без гражданства.
Однако прокуратура или суд могут запросить информацию у ЦГРР в рамках процедуры признания статуса лица без гражданства.